Шахтный электровоз: классификация

Содержание:

Сложно представить работу в шахтах, рудниках и прочих горных выработках без локомотива, именующегося шахтным электровозом. Именно с его помощью осуществляется транспортировка грузов, вагонеток и людей. Сегодня в работе используются несколько видов электровозов, но когда-то тяжелую работу выполняли совершенно другие устройства.

 

Немного из истории

300px-K-10[1]

В самых первых шахтах откатка угля выполнялась руками человека. В то время и сами рудники имели небольшие размеры, которые не позволяли использовать более или менее крупную технику. С укрупнением добыточных мест к тяжелой работе по транспортировке стали привлекать лошадей. Появилась профессия коногона, который управлял лошадью. Лошадь была запряжена в телегу, на которую и грузился добытый уголь. Альтернативой лошадям был канат — с его помощью беспрестанно перемещали груз, но это требовало больших людских усилий.

Самый первый электровоз появился в 1879 году в Германии, но в России использовать машину стали только в 1907 году. Это была большая редкость, доставшаяся уральской шахте под названием «Княжеская». Богатые донбасские рудники, которые всегда поставляли огромное количество угля высокого сорта, шахтными электровозами оснастили лишь в 1921 году.

Закупать шахтные электровозы у заграничных фабрик обходилась довольно дорого, поэтому в 1924 году на Краматорском заводе сконструировали и выпустили первые отечественные машины. На тот момент они имели довольно неплохие характеристики: мощность достигала 19,8 л.с, длина электровоза составляла 4 метра. Оценка результатов применения электровозов показала, что производительность труда рабочих увеличилась на 70%, а количество несчастных случаев снизилось в разы.

Производство электровозов получило развитие в 1934 году, когда советская промышленность смогла поставлять на рынок качественные машины и отказалась от закупок оборудования за границей. Выпускались новые модели, способные работать от электрического тока и имевшие аккумуляторы. Во время войны шахтные электровозы так же претерпевали изменения, приходя на помощь добытчикам угля.

Классификация

271639[1]

Классификация современных шахтных электровозов невероятно широка. Их различают по:

  • Назначению
  • Способу подвода и рода энергии
  • Весу
  • Способу торможения
  • Ширине колеи и т.д.

Существуют модели, предназначенные для работы в сложных условиях и условиях повышенной взрывоопасности. Что касается потребляемой энергии, то одни модели для работы требуют постоянного тока, другие обходятся переменным током, но обязательно высокой частоты.

В России производством электровозов занимаются восемь заводов, каждый из которых специализируется на машинах определенного вида. Так контактные электровозы выпускаются ОАО «Александровский машзавод», ЧАО ПКФ «Амплитуда», ТОО «Казцинкмаш». Последний производитель после распада Республики Советов достался Казахстану, однако электровозы оттуда поставляются на шахты и рудники России и Украины.

Интересные факты

img_0071[1]

После окончания войны Донбасские шахты имели в своем распоряжении всего 118 электровозов. Это количество составляло менее 10% от того машинного парка, что был до войны.

Стандарт на рудничные электровозы появился лишь в 1949 году. Он регулировал технические проекты лишь электровозов постоянного тока.

Выпущенные в 1960 году электровозы, сконструированные отечественными инженерами, по многим показателям превосходили зарубежные аналоги.

При помощи электровозов удалось достичь выработки в 1000 тонн всего на 100 человек.